Противодействие коррупции
Полезное

Геннадий Гридасов: «Необходимо повышать структурную эффективность здравоохранения»

- Геннадий Николаевич, как вы оцениваете итоги реализации программы модернизации в 2011-2012 гг.? Какой опыт был получен, соответственно, какие задачи поставлены на будущее?
- Говоря о Программе модернизации здравоохранения, надо вернуться к истокам программно-целевого планирования в России, в частности, Национальному проекту «Здоровье». Это были первые шаги, которые позволили регионам определить приоритеты развития.
Программа модернизации во многом решала политические задачи, она продемонстрировала внимание государства к проблемам медицины. Важнейшим ее итогом стало снижение смертности от управляемых причин. В 2012 году в Самарской области умерло на 1744 человека меньше, чем в 2011-м, снижение составило 3,5%. Одновременно с этим показатель рождаемости в регионе был самым высоким за последние 25 лет, темп его роста — 5,2%. Положительная динамика показывает, что мы действительно можем влиять на демографический потенциал нации. Особый акцент был сделан на вопросах родовспоможения, развитии сельской медицины. Ставка на повышение доступности и качества медицинской помощи, актуализация программы, предусматривающая создание трехуровневой системы, полностью себя оправдали.
Мы переходим на систему одноканального финансирования, сегодня средства ФФОМС составляют более 70% консолидированного бюджета. Реализация программы модернизации также совпала с переходом муниципального здравоохранения в областное подчинение. С 1 января 2013 года наше Министерство стало единственным работодателем для 150 государственных ЛПУ региона. Конечно, сколько муниципалитетов, столько и проблем, но у нас появляется больше возможностей для повышения структурной эффективности системы здравоохранения. Таким образом, на передний план выходят экономические и организационные подходы в реализации «дорожной карты» развития здравоохранения, выполнения инаугурационного указа Президента страны Владимира Путина, тех задач, которые ставит губернатор области Николай Меркушкин.

- В одном из своих интервью вы говорили, что нам необходимо возвращаться к «советскому» здравоохранению в части профилактической медицины.
- В свое время мы упустили из виду вопросы профилактики. Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек — это хорошо, но нужно смотреть более широко. Наш губернатор говорит, что здоровье подрастающего поколения во многом определяется вовлечением в спортивные секции, клубы. Нужна инфраструктура — ледовые катки, бассейны и т.д. Необходимо менять менталитет людей, заинтересовать их.
Пока многие по отношению к своему здоровью, к сожалению, полагаются на авось. Так, когда мы анализировали ситуацию по случаям тяжелых внебольничных пневмоний, выяснилось, что у всех у них в анамнезе отсутствует вакцинация. А ведь патогенная микрофлора постоянно меняется, не за горами появление новых вирусов и т. д. К тому же в последние годы резко возросла миграционная активность россиян. Все это создает условия для развития эпидемий. Поэтому я ратую за расширение национального календаря прививок для детей.

Сегодня выделяются средства на проведение массовой диспансеризации населения. Медосмотры с тем или иным объемом исследований у нас должны пройти около 200 тысяч человек. Мы направляем на них детей, подростков — добавь специалиста по спортивной медицине, и можно заодно помочь молодому человеку получить допуск к занятиям спортом, соревнованиям! Вовлекая профпатологов, мы можем заодно провести профосмот­ры среди работников бюджетной сферы. Нужно лишь четко определить контингенты и порядки работы группы врачей. Если отнестись к этому с умом, перейти на профилактические рельсы не составит никакого труда.
Есть решения, которые позволят разгрузить врачей первичного звена, для профессиональных организаторов здравоохранения они ясны. Благодаря программе модернизации мы фондовооружились, теперь нужно эффективно использовать полученное оборудование. Заказ на круглосуточную госпитализацию не охватывает всю коечную мощность больницы, к тому же предусмотрено, что 15-20% фонда — диагностические койки. Если больной поступает в ПДО — не важно, сам он приехал или на скорой помощи, — в течение суток нужно определиться, амбулаторное или стационарное лечение ему будет оказано, переведут ли его на следующий уровень для оказания высокотехнологичной помощи. Синхронизация должна быть по всем направлениям: сосудистому, травматологическому и др. Это позволит значительно приблизить специализированную помощь, особенно в городах. А у нас высокоурбанизированная область, в одной Самарско-Тольяттинской агломерации проживает более 2 млн человек, и лишь 14% населения — в сельской местности.

- В вашей области была реализована масштабная программа по развитию неотложной медицинской помощи населению сельских районов, создана сеть офисов врачей общей практики. Насколько этот опыт был успешным? Что планируется сделать в дальнейшем в этом направлении?
- За 2006-2010 гг. было построено и реконструировано 137 офисов врачей общей практики (ВОП). Создавая сеть, мы также предусмотрели экономическую мотивацию специалистов, их зарплата может достигать 60 тысяч при условии выполнения всех стандартов и объемов. Наглядный результат — из населенных пунктов, где были открыты офисы ВОП, жалоб регистрируется на два порядка меньше.
Нужно отметить, что врачи общей практики прижились не везде, в основном они работают на селе и в ассоциированных пригородных районах. По большому счету ВОП — это земский врач. Это не шаг назад, это возможность обратиться к профессионалу, который окажет полный объем доврачебной и врачебной помощи.
При этом у них не такая высокая интенсивность работы, как в городе, это может привести к снижению показателей. Для того, чтобы этого избежать, мы ежемесячно проводим День врача общей практики, собираем селективно-кустовые совещания, ведем мониторинг их деятельности.

Этот опыт очень ценен для нас. Когда мы проводили актуализацию программы модернизации, пришло понимание, что нужно также решать вопросы по материально-технической базе ФАПов. Некоторые из них были размещены без правоустанавливающих документов, в других были антисанитарные условия. В этом году у нас появится 54 новых модульных ФАПа. Мы поставили себе планку: ФАП будем размещать, если в поселении проживает не меньше 400 человек.

- Нехватка медицинских кадров — общероссийская проблема. Как она решается в Самарской области?
- Как министр я согласен - нехватка есть. Но как организатор здравоохранения я вижу, что есть еще и внутренний ресурс. Это вопрос правильной организации процессов. В свое время я проходил госпитальный мастер-класс в Европе, меня больше всего удивляло, что у них в больнице пациент общается в основном с медсестрами. Допустим, запланирована операция. Как это происходит? Одна медсестра собирает анамнез, вторая проводит физикальный осмотр, третья начинает премедикацию. Уже блуждающим взглядом пациент видит первого врача — анестезиолога-реаниматолога, а после проведения операции его передают реабилитологу. В дальнейшем основной объем медицинской помощи также выполняет средний медперсонал.
В советское время у нас был сильный перегиб — все манипуляции проводили только врачи. Необходимо пересматривать эти позиции. Для этого нужны средние медработники, в которых мы испытываем острую нехватку. Существует такой показатель в стационаре, как время контакта пациента с персоналом. Если ему уделяется 4 часа в сутки, больница перестает быть «санаторно-курортной базой» для плановых больных. Нужно уделять им должное внимание, и пациенты будут нам только благодарны.
В области были предусмотрены «подъемные» для врачей в размере 166 тысяч рублей, заключивших трудовой договор по наиболее востребованным специальностям. В прошлом году их стали получать и средние медработники.
Мы проводили анализ частного здравоохранения, в этом секторе работает около 4 тысяч врачей и 8 тысяч средних медработников. Согласно указу президента мы сейчас начинаем повышать зарплаты врачей, думаю, после этого они понемногу начнут возвращаться в государственную систему.
Не менее важно создавать достойные условия труда. Наглядный пример - укомплектованность врачебными кадрами в Самаре составляла 65%. В рамках программы модернизации в ряде поликлиник был проведен капремонт. После этого укомплектованность кадрами в них выросла до 78%.

- Какие еще приоритеты развития здравоохранения Самарской области вы могли бы отметить?
- Повторюсь, для нас сейчас первостепенное значение имеет структурная эффективность. Есть показатели, которые позволяют оценивать работу здравоохранения. В зависимости от них я готов принимать жесткие управленческие решения, вплоть до смены руководства ЛПУ. Если в структуре смертности районной больницы 70% людей трудоспособного возраста умирают на дому, значит, она не берет их на себя, чтобы не портить статистику, и такое учреждение правильнее закрыть. Вообще, с 2013 года я отменил понятие «больничной летальности» для ЛПУ третьего уровня. Пусть это будет паллиативная помощь, но мы должны видеть этих пациентов, сделать все, что возможно. В конечном счете это позволит влиять на управляемые причины смертности, отрабатывать технологии.

Необходимо менять подходы к оказанию медицинской помощи. Например, в прошлом году мы провели массовую диспансеризацию подростков. Проанализировав данные, обратили внимание, что индекс здоровья тех, кто до 3 лет перенес тяжелую пневмонию, на порядки ниже. Да, им спасли жизнь, но при этом использовались колоссальные дозировки препаратов, а иммунобиологической поддержки никакой не было. В таких странах, как США, Канада, в среднем потребляют около 150 г иммуноглобулина на 1000 населения, а у нас в России — 7,4!
Нужно определить направления инвестиционных вложений в здравоохранение. Это и новые поликлиники, и специализированные медицинские центры. Самарская область занимает второе место по распространенности ВИЧ в России, растет количество случаев сочетанной инфекции. До конца года руководство региона планирует создать СПИД-центр на 8000 кв.м. Здесь же откроется отделение для больных вирусными гепатитами, лабораторный комплекс, будут работать общественные некоммерческие организации и т. д.
Большое внимание уделяется развитию государственно-частного партнерства. Сейчас идут переговоры относительно строительства частного кардиохирургического центра, в котором будут реализованы все современные медицинские технологии. На подходе проект компании «Роснано» по созданию ПЭТ-центра, разрабатывается концессионная программа по службе крови.

Основной же точкой отсчета для меня как министра здравоохранения станет момент, когда рождаемость в губернии начнет превалировать над смертностью. По итогам 2012 года естественный прирост населения был отмечен в половине из 14 районов Самарской области, надеюсь в течение двух лет добиться этого во всем регионе.
09 августа 2013
479
Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области