Полезное

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ министерства здравоохранения Самарской области от 02 февраля 2018 г., протокол № 1 «Здравоохранение Самарской области: от управления проектами к проектному управлению»

Решение коллегии от 02.02.20181
Заслушав и обсудив доклад врио министра здравоохранения Самарской области Г. Н. Гридасова
КОЛЛЕГИЯ ОТМЕЧАЕТ:
Большую роль в развитии отрасли здравоохранения на совре­менном этапе, играет реализация проектов. Министерством здраво­охранения РФ разработана стройная система приоритетных и ве­домственных проектов, направленных на достижение двух страте­гических целей: снижение смертности населения и повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания медицин­ской помощи в медицинских организациях, оказывающих первич­ную медико-санитарную помощь. В регионе в настоящее время реа­лизуется 12 проектов: 6 федеральных - 5 приоритетных и 1 ведом­ственный, 2 проекта партии «Единая Россия» и 4 собственных про­екта, партнерами, в реализации которых выступили: Пенсионный фонд Самарской области, Сбербанк, Агентство стратегических ини­циатив.
В стадии проработки еще 2 проекта: «Улучшение медицинской помощи хроническим больным» совместно с Агентством стратеги­ческого развития и «Доступная поликлиника» с одним из резиден­тов Жигулёвской долины.
Приоритетным направлением деятельности системы здравоохра­нения в настоящее время является стабилизация и улучшение демо­графической ситуации в регионе. С 2013 года смертность населения в области снизилась на 5,1 % и составила 13,7 на 1000 населения. По итогам 2017 года все показатели Дорожной карты, касающиеся смертности от управляемых причин, кроме смертности от новооб­разований, выполнены.
В 2017 году умерло на 676 человек меньше, чем в 2016. Наибо­лее значительно - на 8 %, снизилось число умерших в трудоспо­собном возрасте, при этом рост числа умерших лиц пожилого воз­раста составил всего 0,5 %. В структуре смертности традиционно первые три места у болезней системы кровообращения - 41 %, но­вообразований - 14,8 % и внешних причин - 10,5 %.
В течение трех лет число умерших от неуточненных причин снизилось в 1,6 раз, в т. ч. от старости - в 2,1 раза, и занимает в структуре смертности 3,3 %, что почти в 2 раза меньше, чем в Рос­сийской Федерации. Существенный вклад в продление жизни лиц пожилого возраста должен внести проект «Территория заботы», который второй год реализуется в 7 регионах Российской Федера­ции, включая Самарскую область.
Самарская область в течение последних 15 лет отличалась высоким уровнем распространения социально значимых заболе­ваний, которые вносят существенный вклад в показатель смерт­ности населения. Охват населения области профилактическими осмотрами на туберкулез последние три года превышает 85 %, что существенно выше данных по России. Это позволило сни­зить заболеваемость туберкулезом на 24,4 %, а детей и подрост­ков на 43,3 и 61,5 % соответственно. Смертность от туберкулеза снизилась в 2017 году на 32 %.
Вырос охват населения профосмотрами на ВИЧ, который со­ставил в 2017 году 21 %, что соответствует российскому показате­лю. Первичная заболеваемость составила 104,1 на 100 000 населе­ния. В сравнении с 2011 годом показатель снизился почти на 14 %, однако по-прежнему значительно превышает показатели по РФ и ПФО. Тем не менее, по данному показателю регион переместился на 14 место в России.
Результаты межведомственного взаимодействия видны и в по­казателях распространенности наркологических расстройств. От­мечается значительное снижение, как первичной заболеваемости, так и распространенности. В Самарской области показатели ниже уровня Приволжского округа и Российской Федерации, кро­ме распространённости наркомании, которая на 11 % превышает российский уровень.
В регионе число посещений центров здоровья (далее - ЦЗ) не уменьшается (как в целом по РФ, где число посещений ЦЗ сократилось с 13,4 млн. чел. до 5,9 млн. чел. в год), а продол­жает расти за счёт организации выездных форм работы. Та­ким образом, повышается доступность получения профилак­тических медицинских услуг в центрах здоровья. Изменение в 2017 году порядка оплаты услуг в центрах здоровья позволило почти в 1,5 раза увеличить количество наблюдаемых в них пациентов с факторами риска и на треть - число взятых на диспансерный учёт по итогам диспансеризации.
Для Самарской области, характеризующейся высоким уровнем онкологической заболеваемости, наиболее актуальным является выявление онкопатологии на ранних стадиях. В 2017 году меньше половины онкологических заболеваний выявлялось на ранних ста­диях в Жигулёвской и Октябрьской ЦГБ, Безенчукской ЦРБ. Су­ществуют проблемы и с адекватным обезболиванием пациен­тов с хроническим болевым синдромом. Наиболее низкие по­казатели - в Елховской и Волжской ЦРБ, Сыранской ГБ №3, Самарской ГП № 9 и Самарской ГБ № 7.
В результате открытия областного перинатального центра, модернизации перинатального центра в г. Тольятти, строгой маршрутизации пациентов, внедрения современных организа­ционных технологий, в Самарской области удалось добиться отсутствия случаев смерти, связанных с осложнением бере­менности и родов, и снизить показатель младенческой смерт­ности на 16 %, доведя его до 4,3 %.
На достижение стратегической цели «повышение удовлетво­рённости населения медицинской помощью» влияют три фактора: состояние учреждений здравоохранения, кадровая обеспеченность и организация основных процессов, в центре которых должен все­гда быть пациент.
Доступность медицинской помощи напрямую зависит от обеспечения отрасли здравоохранения кадрами высокой квали­фикации, мотивированными на результат. В июле 2017 года утверждён паспорт приоритетного проекта «Новые кадры со­временного здравоохранения». Он направлен на формирование системы непрерывного медицинского образования специалистов и переход на принципиально новый механизм допуска к про­фессиональной деятельности - аккредитацию. Это в свою оче­редь должно значительно повысить уровень профессиональной компетенции медработников и обеспечить отрасль квалифици­рованными специалистами. Ключевые позиции развития кадро­вых ресурсов вошли в государственные программы развития здравоохранения Российской Федерации и Самарской области. Стратегическим партнером в решении кадрового вопроса явля­ется Самарский государственный медицинский университет. Высокий уровень качества подготовки специалистов позволяет работать в рамках инновационного развития и достигать высо­кого качества оказания медицинской помощи населению губер­нии.
Продолжалась реализация программ, направленных на при­влечение специалистов в отрасль - целевой набор «Земский доктор», выплаты на обустройство для наиболее востребован­ных специальностей; мероприятия по повышению престижа профессии. С 2018 года будет реализовываться программа «Зем­ский фельдшер».
По оперативным данным, в 2017 году абсолютное число вра­чей, работающих в системе, увеличилось на 0,2 %, а средних
медработников - на 0,3 %.
На базе медицинского колледжа имени Нины Ляпиной прово­дилась углубленная подготовка средних медработников по расши­рению их функционала в амбулаторно-поликлинических условиях. Это значительно повысило доступность первичной медико- профилактической помощи населению губернии.
В рамках проекта «Территория заботы», особую актуальность приобрела подготовка среднего медперсонала для оказания помо­щи лицам пожилого возраста.
По результатам работы в 2017 году исполнены показатели, заложенные в Указе Президента РФ №597: средняя заработная плата врачей в четвертом квартале составила около 50 тысяч рублей, средних медицинских работников превысила 26,5 тысяч рублей, а младших - 21,8 тысяч рублей. В 2017 году была про­должена работа по совершенствованию системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения области в части рас­пространения новой системы оплаты труда на все учреждения здравоохранения. Новая система оплаты труда позволила значи­тельно увеличить в 2017 году окладную часть заработной платы.
Большую озабоченность вызывает материально-техническое состояние подведомственных учреждений. Учреждения здра­воохранения размещаются в 1865 зданиях, 27 из них находят­ся в аварийном состоянии, 33 требуют реконструкции, 509 - капитального ремонта. Более 80 % объектов имеют возраст более 25 лет. В соответствии с современными требованиями есть необходимость изменения входных групп, зон ожидания и регистратур в поликлиниках и приёмных отделений в боль­ничных учреждениях. Проведение этих мероприятий позволит существенно повысить удовлетворённость населения меди­цинской помощью. Одним из проблемных вопросов остается обеспечение пожарной безопасности. Ряд объектов распола­гаются в зданиях с низкой устойчивостью при пожаре (IV, V степеней огнестойкости). Всего неустранёнными в соответ­ствии с предписаниями органов пожарного надзора остаются около 3500 нарушений требований пожарной безопасности, в том числе более 500 из них - режимного характера.
В целях приближения медицинской помощи к населению в по­следнее время сделано достаточно много: ежегодно открываются офисы врачей общей практики, ФАПы, строятся новые поликли­ники. В 2017 году сданы 4 ФАПа, активно ведётся строительство взрослой и детской поликлиник в Автозаводском районе Толь­ятти, закончено строительство поликлиники в Южном городе. Остро стоит вопрос со строительством детских поликлиник в Сызрани, в Октябрьском, Промышленном и Советском районах Самары.
Наименьший процент удовлетворённых медицинской помощью - в амбулаторных условиях. В связи с этим наиболее актуальным представляется реализация проекта «Бережливая поликлиника», который министерство реализует по собственной инициативе. Проект стартовал в июле 2017 года при поддержке Сбербанка, со­здана и активно работает проектная группа, оптимизируются про­цессы, унифицируются стандартные операционные процедуры. Есть первые результаты, свидетельствующие об эффективности проекта. Проект реализуется почти в 30 учреждениях региона.
В течение последних 5 лет министерством проводится актив­ная работа по оптимизации сети подведомственных учреждений с целью эффективного использования ресурсов, как материаль­ных, так и человеческих. Число подведомственных учреждений сократилось более чем на 20 %. В 2017 году произошло объеди­нение двух городских больниц в Самаре и двух - в Сызрани. В 2018 году планируется объединение Самарского областного кли­нического госпиталя ветеранов войн и гериатрической больницы с созданием областного гериатрического центра, присоединение СОЦПК к медицинскому колледжу им. Н. Ляпиной. За 4 года со­кращено более 4 тысяч неэффективно работающих коек, в том чис­ле 931 - в 2017 году. При этом работа койки осталась прежней - 317
дней, что ниже 324, предусмотренных Дорожной картой.
Продолжались реализовываться проекты государственно- частного партнерства, которых на сегодняшний день на террито­рии Самарской области 23. Из них на стадии реализации находится 14 проектов и 1 проект на этапе подготовки конкурсной докумен­тации. Общий объем привлечённых внебюджетных инвестиций составляет около 9 млрд. рублей, а общий объем привлекаемых инвестиций вместе с рассматриваемыми проектами составляет без малого 27 млрд. рублей. Результатом является сокращение единовременной нагрузки на бюджет, привлечение предста­вителей бизнес-сообщества (финансовых ресурсов и новых ком­петенций) в сферу здравоохранения, создание дополнительных рабочих мест.
С учётом вышеизложенного,
КОЛЛЕГИЯ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ:
1.     Признать работу министерства здравоохранения Самар­ской области в 2017 году удовлетворительной.
2.     Министерству здравоохранения Самарской области сов­местно с ТФОМС Самарской области, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России и стратегическими партнерами продолжить реализацию в 2018 году в Самарской области приоритетных, ведомственных, пар­тийных и иных проектов, направленных на снижение смертно­сти населения, повышение рождаемости и удовлетворенности населения медицинской помощью, оказываемой в регионе.
Срок исполнения - в течение 2018 года
3.    Министерству здравоохранения Самарской области сов­местно с ТФОМС Самарской области:
3.1. Обеспечить в 2018 году эффективное использование средств областного бюджета и обязательного медицинского страхования с целью выполнения Дорожной карты по повыше­нию заработной платы медицинским работникам и недопущения формирования кредиторской задолженности.
3.2.   Проводить мониторинг выполнения объемных и финан­совых нормативов с целью своевременного выявления и коррек­ции финансового неблагополучия ЛПУ.
3.3.    При проведении мониторинга особое внимание уделять на выполнение объёмов оказания медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях.
Срок исполнения - в течение 2018 года
3.4.   Проработать вопрос о финансировании затрат на реали­зацию проекта «Бережливая поликлиника».
Срок исполнения 31.03.2018
4.     Министерству здравоохранения Самарской области сов­местно с министерством социально-демографической и семей­ной политики Самарской области организовать выездную рабо­ту гериатрических бригад в учреждения, подведомственные минсоцдемографии.
Срок исполнения - в течение 2018 года
5.     Министерству здравоохранения Самарской области сов­местно с Самарским государственным медицинским универси­тетом продолжить работу:
по повышению удовлетворения потребностей отрасли в спе­циалистах с высшим медицинским образованием;
по вопросу совершенствования действующего законодатель­ства и направления в Минздрав России предложений в части установления для гражданина, заключившего договор о целевом обучении, обязательства об отработке в организации не менее трех лет, а также по возврату суммы средств, затраченных на его обучение.
Срок исполнения - в течение 2018 года
6.    Министерству здравоохранения Самарской области:
6.1. Обеспечить реализацию мероприятий Государственной программы «Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014 - 2020 годы», Плана мероприятий «Изменение в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Самарской области на 2014 - 2018 годы», Плана по снижению смертности населения Самарской области от управляемых причин смерти.
6.2.       Обеспечить реализацию мер, направленных на оптими­зацию оказания медицинской помощи населению.
Срок исполнения - в течение 2018 года
6.3.     Создать проектный офис по реализации проекта «Бережли­вая поликлиника» на базе одного из подведомственных учрежде­ний.
Срок исполнения - до 01.05.2018
6.4.    Управлению организационной деятельности и примене­ния информационных технологий (Серебрянской) продолжить работу по усилению взаимодействия со средствами массовой информации по формированию позитивного образа медицин­ских работников среди населения, повышению престижа про­фессии медицинского работника.
Срок - постоянно.
6.5.   Департаменту экономики и финансов (Свириду) подгото­вить предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Самарской области от 27.08.2015 года № 536 «О проведении эксперимента по апробации новой системы оплаты труда работников государственных учреждений здраво­охранения Самарской области» с целью возможности установ­ления выплаты стимулирующего характера работникам госу­дарственных учреждений здравоохранения Самарской области за внедрение инновационных технологий диагностики и лече­ния».
Срок исполнения - в течение 2018 года
7. ТФОМС Самарской области:
7.1. Определить механизм участия в реализации приоритет­ных и ведомственных проектов.
Срок исполнения до 01.04.2018
7.2. Усилить контроль за работой страховых медицинских ор­ганизаций в части оптимизации экспертной работы, защиты прав застрахованных, организации диспансеризации населения.
Срок - постоянно.
8. Главным врачам ЛПУ обеспечить:
8.1.   Реализацию в своих учреждениях приоритетных, ведом­ственных и иных проектов, направленных на снижение смерт­ности населения, повышение рождаемости и удовлетворенности населения медицинской помощью.
8.2.     Реализацию в полном объеме мероприятий Государ­ственной программы «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014 - 2020 годы», Плана мероприятий «Изменение в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эф­фективности здравоохранения в Самарской области на 2014 - 2018 годы», Плана по снижению смертности населения Самар­ской области от управляемых причин смерти.
8.3.    Приведение коечной мощности учреждений в соответ­ствии с плановыми объемами медицинской помощи.
8.4.   Доступность и качество медицинской помощи при усло­вии оптимизации затрат
8.5.   Повышение эффективности межведомственного взаимо­действия в рамках работы медико-социальных групп.
8.6.   При заключении договоров о целевом обучении граждан предусматривать меры социальной поддержки за счет средств организации, полученных от приносящей доход деятельности, обеспечивающих возврат и трудоустройство гражданина после завершения обучения.
8.7.   Взять под личный контроль исполнение сторонами обяза­тельств по договорам о целевом обучении, особенно обязательств граждан о трудоустройстве и их отработке в медицинской органи­зации.
8.8.    Повышать престиж профессии медицинских работников путем создания системы моральных стимулов. Представлять ин­
формацию в министерство здравоохранения Самарской области о работниках, внесших значительный вклад в развитие здравоохра­нения, для награждения и поощрения ведомственными и государ­ственными наградами.
8.9.Обеспечивать участие специалистов в федеральных и ре­гиональных конкурсах профессионального мастерства.
8.10.Совместно с главными внештатными специалистами ми­нистерства и заинтересованными подразделениями регулярно представлять в управление организационной деятельности и при­менения информационных технологий (Серебрянской) информа­цию о достижениях медицинских работников.
Срок исполнения - постоянно.
9.Утвердить информационное письмо «Оценочные таблицы физического развития детей и подростов школьного возраста Самарской области».
10. Опубликовать решение Коллегии на сайте министерства.
11.Контроль исполнения решения Коллегии оставляю за со­бой.
Председатель Коллегии - Врио - министра здравоохранения Самарской области
Г.Н.Гридасов
Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области