Полезное

«Реализация региональной политики по обеспечению учреждений здравоохранения квалифицированными кадрами со средним медицинским образованием»

Решение коллегии от 15.12.2017Протокол № 6
Заслушав и обсудив доклады, КОЛЛЕГИЯ ОТМЕЧАЕТ:
Реализация региональной политики по обеспечению учреждений здравоохранения квалифицированными кадрами, в том числе со средним медицинским образованием, на территории Самарской области осуществляется в рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения Самарской области» на 2014–2019 годы государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014–2019 годы, утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 674 (далее – подпрограмма).
По официальным статистическим данным за отчётный 2016 год в государственных учреждениях здравоохранения Самарской области (далее – учреждения здравоохранения, министерство) и федеральных учреждениях здравоохранения, подведомственных Минздраву России, на 01.01.2017 трудились 63 457 человек (на 01.01.2016 – 64 140), из них 24 682 средних медицинских работника (на 01.01.2016 – 25 517).
Основными причинами, неблагоприятно влияющими на изменение численности средних медицинских работников, является старение кадрового состава отрасли. Внедрение эффективного контракта, обеспечившего зависимость уровня оплаты труда работников от количества и качества предоставляемых медицинских услуг населению, повлекло увольнение лиц пенсионного возраста.
Снижение обеспеченности средними медицинскими работниками в 2016 году в числе прочих причин обусловлено изменением требований федеральной статистической отчётности в части исключения медицинских регистраторов и медицинских дезинфекторов из категории средних медицинских работников и предоставления сведений о них в категории прочего персонала.
Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом на 10 000 населения по состоянию на 01.01.2017 в государственных и федеральных учреждениях здравоохранения составил 77,0 (на 01.01.2015 – 79,4).
Наибольший уровень обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 000 населения – в г. Сызрань (93,3). По другим городам уровень колеблется от 52,1 (г. Чапаевск) до 85,8 (г. Самара). В сельских районах лидирует Кинель-Черкасский район (91,7), наименьший показатель наблюдается в Волжском районе (27,9).
Следует отметить, что по итогам 2016 года медицинскую помощь гражданам Самарской области в рамках системы обязательного медицинского страхования оказывают 179 медицинских организаций, в том числе 66 – иной (негосударственной) формы собственности.
Анализ обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 000 населения по данным Самарастат, включающим сведения о численности медицинского персонала на всей территории субъекта, в том числе частной формы собственности указывает на резкий отток из системы медицинских работников среднего звена в период с 1995 года (114,0), связанный с активным развитием других отраслей экономики на территории Самарской губернии, что переместило Самарский регион по данному показателю на последнее место среди субъектов ПФО (на 01.01.2017 – 94,1). До настоящего времени восполнение отрасли здравоохранения медицинскими кадрами со средним профессиональным образованием остаётся актуальным.
Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в государственном секторе здравоохранения Самарской области в 2016 году составило 1 : 2,1. В целом по городам – 1 : 1,9, в сельских территориях – 1 : 3,1. В стационарах – 1 : 1,7, в поликлиниках – 1 : 2,4.
В учреждениях здравоохранения доля лиц пенсионного возраста ежегодно увеличивается: с 14,0 % (2008 г.) до 21,0 % (2016 г.).
Для обеспечения учреждений здравоохранения средним медицинским персоналом 8 медицинских колледжей и училищ Самарской области, переданных в 2013 году в подчинение Минздрава Самарской области, в 2015 году реорганизованы в два многопрофильных и многоуровневых колледжа – ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной» и ГБПОУ «Тольяттинский медколледж», что позволило последовательно увеличить контрольные цифры приёма по специальностям среднего профессионального образования в рамках государственного задания с 1 120 мест (2012 год) до 1 530 мест (2017 год) почти на 40,2 %.
В результате принятого решения количество выпускников медицинских колледжей, обучавшихся за счёт средств областного бюджета по медицинским специальностям в 2017 году (1 054 чел.) увеличилось на 56,4 % по сравнению с 2012 годом (674 чел.).
Однако ежегодно доля трудоустроенных выпускников в учреждения здравоохранения по медицинским специальностям, от общего количества выпускников, обучавшихся за счёт средств областного бюджета по медицинским специальностям, за последние пять в среднем составляет менее 70,0 % (в 2014 – 66,2, в 2015 – 68,8, в 2016 – 61,6). Анализ численности продолживших работать в государственной системе по специальностям «Лечебное дело» и «Сестринское дело» за последние 7 лет, указывает, что с течением времени доля «преданности профессии» едва достигает 50,0 %.
С целью повышения профессиональной подготовки и совершенствования мастерства по компетенциям медицинского профиля в 2016 году на базе ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной» создан региональный образовательный центр с функциями симуляционно-тренингового обучения в рамках учебных модулей WorldSkills Russia, что позволило организовать в том же году участие по двум медицинским компетенциям «Лабораторный медицинский анализ» и «Медицинский и социальный уход» в рамках регионального чемпионата WorldSkills Russia, по итогам которого стали победителями 7 участников, из них 6 – студенты и выпускники подведомственных колледжей.
По итогам регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс» в Самарской области 2017 года стали победителями 12 участников, в том числе 11 – студенты и выпускники подведомственных колледжей.
Кроме того, в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» стали победителями студенты ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»: в 2016 году – второе место по профессии «Массажист», в 2017 году – два третьих места в компетенциях «Медицинский и социальный уход», а также «Медицинский массаж».
Для привлечения и закрепления средних медицинских работников наиболее дефицитных специальностей министерством предоставляется единовременное пособие на обустройство в размере 165 996 рублей. За 2014–2016 годы пособие получили 746 специалистов со средним медицинским образованием. По итогам мониторинга за трёхлетний период в системе остаются работать 707 (94,0 %) средних медицинских работников наиболее востребованных специальностей.
Успешно реализуемую программу «Земский доктор» в 2018 году на федеральном уровне планируется распространить и на фельдшеров. Проект программы «Земский фельдшер» предусматривает предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500 тыс. рублей фельдшерам в возрасте до 50 лет при условии заключения договора с обязательством отработки не менее пяти лет. Принятие законопроекта является актуальным для привлечения среднего медицинского персонала в фельдшерско-акушерские пункты медицинских организаций сельских населённых пунктов Самарской области, потребность в которых по итогам 2016 года составила около 70 человек.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Законом Самарской области от 03.10.2014 № 82-ГД «Об отдельных вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Самарской области» создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях путём принятия комплекса дополнительных мер социальной поддержки, в том числе предоставления жилых помещений, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Конкретные способы создания благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях определяются самостоятельно каждым муниципальным образованием в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.       
В здравоохранении Самарской области созданы условия для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников. Повышение профессионального уровня средних медицинских работников организовано за счёт средств областного бюджета на базе ГАУ ДПО «Самарский областной центр повышения квалификации работников здравоохранения» в рамках государственного задания. Ежегодно количество специалистов, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, составляет около двух тысяч средних медицинских работников.
В связи с ростом потребности отрасли здравоохранения в специалистах среднего звена, владеющих современными технологиями, с 1 сентября 2017 года ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной» за счёт средств областного бюджета проводит обучение средних медицинских работников по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в рамках реализуемых в регионе пилотных проектов (расширение функций среднего медицинского персонала «Бережливая поликлиника», внедрение профессионального стандарта «Младший медицинский персонал»). Достижения ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной» в области подготовки кадров отмечены профессиональным сообществом в 2017 году на федеральном уровне дипломом победителя Всероссийского конкурса средних профессиональных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Российской Федерации в номинации «Лучший колледж по инновационным подходам к организации образовательного процесса».
В рамках наследия чемпионата мира по футболу в 2018 году в учреждениях здравоохранения останется профессионализм – более 300 средних медицинских работников, прошедших в 2016–2017 годах обучение по вопросам оказания экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, медицине катастроф при проведении спортивных мероприятий международного уровня.
При активном участии Самарской региональной общественной организации медсестёр продолжает реализацию система непрерывного профессионального развития медицинских работников среднего звена. Ежегодно повышается количество средних медицинских работников, участвующих в мероприятиях системы непрерывного профессионального развития (в 2016 году – 5 036, в 2015 году – 4 508, в 2014 году – 3 622).
В Самарской области более половины средних медицинских работников имеют квалификационную категорию (59,6 %), что превышает значение в среднем по Российской Федерации (58,8 %). Ежегодно количество специалистов среднего звена, проходящих аттестацию на присвоение квалификационных категорий, составляет более трёх тысяч человек.          
Важным приоритетом является формирование эффективной системы моральной и материальной мотивации труда работников системы здравоохранения. Моральной мотивацией труда являются награды и поощрения. В рамках проводимых в Самарской области торжественных мероприятий, в том числе посвящённым Дню медицинского работника, специалистам здравоохранения за их профессиональные заслуги вручаются награды Правительства Российской Федерации, Минздрава России, Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области, Самарской Губернской Думы, министерства, министра здравоохранения Самарской области.           
Также высокоэффективно признание заслуг медицинских сестёр в конкурсах профессионального мастерства. Ежегодно профессионализм средних медицинских работников учреждений здравоохранения отмечается призовыми местами на Всероссийском конкурсе «Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием».      
В целях совершенствования профессионального мастерства, повышения авторитета профессий работников здравоохранения, создания дополнительных стимулов к повышению квалификации ежегодно проводится региональный конкурс «Профессионал года» по направлению «Здравоохранение». Ежегодно профессионалами регионального уровня признаются по три специалиста со средним медицинским образованием.
Кроме того, в 2016 году средние медицинские работники получили признание в областном конкурсе «Лучшая трудовая династия Самарской области» и по итогам областной общественной Акции «Народное признание 2016 года».
Распоряжением Правительства Самарской области от 12.04.2013 № 209-р «Об утверждении Плана мероприятий (”дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Самарской области на 2013–2018 годы”» (далее – «дорожная карта») установлены целевые показатели средней заработной платы медицинских работников Самарской области на период 2012–2018 гг.
Размер средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) Самарской области, установленных «дорожной картой» на январь – сентябрь 2017 года, составляет 22 120,6 руб., на октябрь – декабрь 2017 года – 24 030,0 руб.         
Согласно оперативным данным Минздрава Самарской области размер средней заработной платы медицинских работников по итогам 9 месяцев 2017 года составил 22 491 руб., что превышает значения, фактически достигнутые в 2016 году (22 120 руб.), и установленные дорожной картой на период январь – сентябрь 2017 года.
Проводимые мероприятия подпрограммы и существующие меры социальной поддержки позволяют привлекать и закреплять в практическом здравоохранении специалистов, однако кардинально решить проблему не удаётся:
остаётся низкой обеспеченность средним медицинским персоналом;
наблюдается старение медицинского персонала;     
сохраняется дисбаланс между врачами и средним медицинским персоналом.
В связи с весьма тревожной тенденцией к сокращению общей численности среднего медицинского персонала в Российской Федерации в приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”» внесены изменения в части дополнения специальностью «Сестринское дело» путём подготовки специалистов по программам бакалавриата для занятия должностей медицинских сестёр общей практики, паллиативной помощи, профилактике, реабилитации.      
В сложившейся ситуации в распоряжение министра здравоохранения Самарской области от 17.08.2012 № 146-р «Об утверждении Положения о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, по итогам работы за квартал» 11 июля 2017 года внесены изменения в показатели оценки деятельности профессиональных образовательных организаций и их руководителей, отражающей эффективность трудоустройства выпускников.
Вопросы целевого обеспечения кадрами регламентированы статьёй 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении», где существенными условиями договора о целевом обучении являются меры социальной поддержки, предусмотренные работодателем, которые должны обеспечить возврат специалиста в учреждение.
Действующим законодательством не предусмотрен целевой приём в образовательные организации по программам среднего профессионального образования. Однако положениями вышеназванной статьи предусмотрено право организаций на заключение договоров о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приёма, что даёт возможность учреждениям здравоохранения заключать со студентами колледжей договоры о целевом обучении с предоставлением им дополнительных мер социальной поддержки на этапе их обучения и мотивировать их дальнейшее трудоустройство в учреждение.
Сложившаяся ситуация обращает внимание на необходимость повышения эффективности реализации кадровой политики внутри медицинских организаций, где основная роль по подбору кадров, их расстановке и использованию принадлежит главному врачу, однако обеспечение рациональной организации труда сестринского персонала и их сохранению, принадлежит главным и старшим медицинским сёстрам медицинских организаций. С учётом внедрения в медицинских организациях эффективного контракта необходимо разработать соответствующие критерии, влияющие на заработную плату главных и старших медицинских сестёр медицинских организаций.
Таким образом, дальнейшее поэтапное устранение дефицита среднего медицинского персонала видится путём дальнейшей реализации комплекса мероприятий, предусмотренных подпрограммой, путём формирования системы социального партнёрства между образовательными организациями и учреждениями здравоохранения, повышения персональной ответственности каждого руководителя, что позволит повысить качество подготовки медицинских кадров, эффективность их трудоустройства, а также улучшить ситуацию с кадровым обеспечением учреждений и уменьшить отток кадров из отрасли здравоохранения Самарской области.
 
С учётом вышеизложенного,
КОЛЛЕГИЯ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ:
1. Самарской региональной общественной организации медицинских сестёр (Косаревой, Пятикоп) продолжить работу по проведению оценки состояния условий, обеспечивающих привлечение и сохранение среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения и представлять её результаты в министерство.
Срок: ежегодно до 1 декабря.
2. Главному внештатному специалисту по управлению сестринской деятельностью (Карасевой):
2.1. Совместно с главными внештатными специалистами министерства соответствующих профилей проводить анализ потребности учреждений здравоохранения в среднем медицинском персонале в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в разрезе профилей учреждений, а также на основании ежегодных данных официальной статистики, и направлять его результаты в департамент правового и кадрового обеспечения министерства для дальнейшей работы.
Срок: ежегодно до 15 января.
2.2. Совместно с руководителем управления государственной службы и кадров департамента правового и кадрового обеспечения министерства (Шумской) проработать вопрос включения в эффективный контракт главных медицинских сестёр критериев показателей эффективности работы по рациональной организации труда медицинского персонала, привлечению и сохранению сестринского персонала.
Срок: до 01.02.2018
2.3. Совместно с главными внештатными специалистами министерства по медицинскому и фармацевтическому образованию (Егоровым, Ярочкиной, Пономаревой), руководителем управления медицинского образования и профессионального развития департамента правового и кадрового обеспечения министерства (Богатыревой) организовать работу учреждений здравоохранения по заключению договоров на целевое обучение граждан по программам высшего сестринского и среднего медицинского образования.
Срок: до 01.05.2018
3. Руководителям учреждений здравоохранения:
3.1. Проводить систематическую работу по привлечению  среднего медицинского персонала (профориентационная работа).
Срок: постоянно.
3.2. Повысить личную активность и ответственность по привлечению, подбору и расстановке кадров среднего звена.        
Срок: постоянно.
3.3. Организовать работу по заключению договоров о целевом обучении со студентами колледжей.
Срок: постоянно.
3.4. Повысить персональную ответственность за выполнением условий договоров о целевом обучении, заключённых со студентами колледжей.
Срок: постоянно.
3.5. При заключении договоров о целевом обучении граждан предусматривать меры социальной поддержки за счёт средств организации, полученных от приносящей доход деятельности.
Срок: постоянно.
3.6. Взять под личный контроль исполнение сторонами обязательств по договорам о целевом обучении, особенно обязательств граждан о трудоустройстве и их отработке в медицинской организации.
Срок: постоянно.
3.7. Повысить активность во взаимодействии с органами местного самоуправления по созданию благоприятных условий для привлечения средних медицинских работников, в части предоставления дополнительных материальных и социальных мер поддержки медицинским работникам, в том числе обеспечения их жильём.
Срок: постоянно.
3.8. Продолжить работу по внедрению в учреждениях здравоохранения профессиональных стандартов.
Срок: постоянно.
3.9. Использовать накопленный в Самарской области опыт по расширению функций среднего медицинского персонала, участвующего в оказании первичной медико-санитарной помощи.
Срок: постоянно.
3.10. Использовать опыт ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница № 2 имени Н. А. Семашко» по обучению среднего медицинского персонала по второй специальности за счёт средств учреждения с отработкой специалиста в учреждении.
Срок: постоянно.
4. Директорам профессиональных образовательных организаций (Егорову, Ярочкиной):       
4.1. Содействовать представителям учреждений здравоохранения заключению договоров на целевое обучение с обучающимися студентами.
Срок: постоянно.
4.2. Организовать работу по информированию и обеспечению возможности целевого обучения всех студентов, обучающихся в рамках государственного задания, предусмотренного колледжам из областного бюджета Самарской области.
Срок: постоянно.
4.3. Предусмотреть полный охват студентов, обучающихся на последнем курсе в рамках государственного задания, заключением договора на целевое обучение.
Срок: ежегодно до 20 мая.
5. Департаменту экономики и финансов (Свириду) рассмотреть возможность увеличения размера повышающего коэффициента за квалификационную категорию при определении размера должностного оклада средних медицинских работников.
Срок: до 1 июля 2018 года.
6. Контроль выполнения решений Коллегии возлагаю на департамент правового и кадрового обеспечения (Бутолина).
 
 
 
 
 
 
Председатель коллегии,
врио заместителя председателя Правительства Самарской области – министра здравоохранения
Самарской области
 
 
 
 
Г. Н. Гридасов

Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области