Полезное

Выступление заместителя председателя правительства - министра здравоохранения и социального развития Самарской области В. П. Куличенко на общественных слушаниях по программе модернизации здравоохранения Самарской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ

заместителя председателя правительства - министра здравоохранения и социального развития Самарской области В. П. Куличенко на общественных слушаниях по программе модернизации здравоохранения Самарской области

Одной из основных задач здравоохранения является создание равных условий для получения качественной медицинской помощи, вне зависимости от места проживания человека.

В докладе ВОЗ (2008) «Первичная медико-санитарная помощь: сегодня актуальнее, чем когда-либо» сказано: «Для того чтобы системы здравоохранения смогли сократить неравенство в уровне здоровья, необходимо выполнить одно непременное условие – обеспечить доступность услуг для всех…».

К сожалению, в настоящее время не все жители Самарской области находятся в равных условиях для получения медицинской помощи. Правительством области предпринимаются усилия для выравнивания ситуации, однако финансовых возможностей областного бюджета недостаточно для проведения масштабных преобразований, в первую очередь, в муниципальных учреждениях здравоохранения.

(СЛАЙД 2).

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в своем отчете перед Государственной Думой 20 апреля 2010 года выступил с инициативой проведения модернизации здравоохранения в стране. Программа направлена на повышение «…качества жизни людей, укрепление их здоровья».

(СЛАЙД 3).

В соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, который принят в первом чтении, изменяется страховой платеж в Фонд обязательного медицинского страхования с 3,1 до 5,1 %, и дополнительные средства порядка 460 млрд. рублей будут направлены в субъекты РФ на основании региональных программ модернизации здравоохранения.

В докладе министра здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голиковой обозначены основные направления расходования средств (СЛАЙД 4):

· Модернизация материально-технической базы – 300 млрд. рублей;

· Информатизация здравоохранения - 24 млрд. рублей;

· Обеспечение стандартов оказания медицинской помощи – 136 млрд. рублей.

Источники финансового обеспечения программы определены (СЛАЙД 5):

средства на завершение строительства, капитальный ремонт, приобретение оборудования и развитие информатизации здравоохранения будут направляться в виде межбюджетных трансфертов через ТФОМС в бюджет субъекта в соответствии с утвержденными региональными программами модернизации здравоохранения. Финансирование выполнения стандартов медицинской помощи и помощи неработающим пенсионерам будет осуществляться фондом ОМС через страховые медицинские организации.

Для того, чтобы эти механизмы заработали (СЛАЙД 6), необходимо сделать несколько шагов:

- заключить трехстороннее соглашение между Правительством области, минздравсоцразвития России и Федеральным фондом ОМС;

- принять региональную программу модернизации здравоохранения Самарской области на 2011 – 2012 годы, обсуждением которой мы сегодня и занимаемся;

- разработать механизм реализации программы на территории области.

Что уже сделано на настоящий момент (СЛАЙД 7)?

1. Подготовлен паспорт региона, включающий информацию обо всех государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения области.

2. Подготовлен проект областной Программы модернизации системы здравоохранения на 2011-2015 гг. (софинансирование субъекта), который сейчас находится на согласовании в профильных министерствах областного Правительства (областная программа рассчитана на 5 лет, общий объем финансирования около 6 млрд. рублей).

3. Проведена экспертная оценка заявок ЛПУ области на участие в программе модернизации за счет средств федерального фонда ОМС на основе разработанных стандартов оснащения ЛПУ в зависимости от мощности и утвержденных Порядков оказания медицинской помощи (принято на данный момент 25 порядков) и заключения междисциплинарных рабочих групп с ранжированием потребностей ЛПУ по трем уровням по итогам выездов в ЛПУ

4. Сведены уточненные после экспертизы заявки ЛПУ для формирования в целом потребности области

5. Разработан проект реформирования инфраструктуры областного здравоохранения для приведения ее в соответствие с требованиями Законодательства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Основные требования к программе: обеспечение выполнения порядков и стандартов медицинской помощи.

Основные направления (СЛАЙД 8) разработанной нами программы модернизации здравоохранения Самарской области соответствуют федеральным требованиям.

(СЛАЙД 9).

Я уже обратил внимание, что вся программа направлена на создание ЕДИНОЙ во всей стране системы здравоохранения, для чего и необходимо выполнение порядков и соблюдение стандартов. Для того, чтобы оценить место нашего здравоохранения и понять, в каком направлении двигаться, нами была проведена большая аналитическая работа. В частности, был проведен анализ соответствия существующей сети учреждений и штатов существующим порядкам и нормативам программы государственных гарантий по 34 профилям в разрезе 35 территорий (один из примеров – на слайде).

(СЛАЙД 10). В результате проведенной работы:

выявлены как недостающие койки, так и дисбаланс между различными профилями коек и отделений;

разработаны предложения по оптимизации коечного фонда, открытию специализированных межмуниципальных центров (в том числе сосудистых, травмоцентров, перинатальных), изменению логистики пациентов, развитию выездных форм работы.

В результате стало ясно, что надо сделать в ЛПУ области, чтобы к 2013 году соответствовать установленным порядкам медицинской помощи.

(СЛАЙД 11)

Кроме того, был проведен анализ за последние 5 лет, в результате которого определены наиболее значимые для формирования показателей здоровья и смертности населения области направления:

1. Оказание медицинской помощи больным с кардиологическими заболеваниями;

2. Медицинская помощь пациентам с сосудистой патологией центральной нервной системы;

3. Помощь больным с травмами, включая дорожно-транспортные;

4. Профилактика, раннее выявление и лечение онкологических заболеваний;

5. Акушерско-гинекологическая помощь, включая помощь новорожденным.

Куда же будут направлены основные усилия при реализации программы модернизации? (СЛАЙД 12).

Ведущими причинами смерти населения в Самарской области являются болезни системы кровообращения - 51,4 % (в трудоспособном возрасте - 23,2 %). В соответствии с этим планируется значительное изменение сети учреждений, оказывающих кардиологическую помощь, что представлено на слайде. Чего мы планируем добиться? Модернизация кардиологической службы приведет к дальнейшему снижению смертности от БСК в 2015 году до 725 на 100 000 населения (сейчас 783,7), смертностиот инфаркта миокарда до 30 на 100 тыс. населения (сейчас – 38,0). Госпитализация в первые 12 часов больных с инфарктом миокарда увеличится до 55-60%. Более 70% пациентов будут получать первичную реперфузионную терапию (сейчас 21 %). Больничная летальность при ОИМ по области снизится до 10 %. Увеличится выход к труду больных после ОИМ до 81-82%.

(СЛАЙД 13).

Самарская область занимает первое место в России и в Приволжском федеральном округе по распространённости и темпам роста онкологических заболеваний на душу населения. Другие статистические показатели, связанные с онкологической ситуацией в Самарской области, также неутешительны по сравнению с общероссийскими данными, поскольку существенно превышают имеющиеся усреднённые показатели и имеют устойчивую динамику роста. Так, в Самарской области заболеваемость злокачественными новообразованиями составляет 415 на 100 тыс. населения. В тоже время в Российской Федерации в 2009 году аналогичный показатель составил 355,7 на 100 тыс. населения. Благодаря реализованным ранее мероприятиям в сфере организации помощи населению, страдающему онкологическими заболеваниями, негативные тенденции отдельных показателей, связанных с заболеваемостью злокачественными новообразованиями, удалось сократить.

В рамках программы планируется оснастить учреждения, оказывающие помощь онкологическим больным, необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, а также учреждения первичного звена – оборудованием, необходимым для проведения скрининга на онкологическую патологию.

(СЛАЙД 14).

Показатель материнской смертности в регионе ежегодно ниже уровня по Российской Федерации (в 2009 г. – 22) и Приволжскому округу (в 2008 г. – 23,6). Ниже средних по России и округу и показатели младенческой смертности. Однако уровень материнской и младенческой смертности в области существенно выше аналогичных в развитых странах. Кроме того, с 1 января 2012 года страна переходит на принятые во всем мире критерии живорождения – гестационный возраст 22 недели (сейчас 28 недель) и масса при рождении 500 г и выше (сейчас 1000). Выхаживание глубоконедоношенных детей требует особых, высокотехнологичных подходов, и может быть осуществлено только в перинатальных центрах, которых к концу 2012 года станет на 4 больше. Кроме того, перед нами стоит задача реструктуризация акушерских коек, ведь в маленьких родильных отделениях рожать небезопасно!

(СЛАЙД 15).

В Самарской области с 2002 года функционируют корпоративные территориальные медицинские центры. В настоящее время решение задачи приближения квалифицированной медицинской помощи населению сельских территорий возможно путем развития межмуниципальных медицинских центров. Наша задача – оснастить эти центры (их 9) необходимым оборудованием, подготовить квалифицированные кадры для работы на этом оборудовании и отработать логистику пациентов, разделив «полномочия» между маломощными ЦРБ и межмуниципальными центрами, с одной стороны, и между центрами и специализированными учреждениями, с другой. Более подробно на проблемах межмуниципальных центров остановится Сергей Васильевич Бородулин.

(СЛАЙД 16).

Таким образом, определены основные направления оптимизации инфраструктуры здравоохранения, и они представлены на слайде:

1. Оптимизация коечного фонда

2. Развитие сети ФАП и общеврачебных практик

3. Организация работы 3 мобильных медицинских центров

4. Материально-техническое обеспечение работы 9 ММЦ

5. Оптимизация работы 3 и создание 4 перинатальных центров

6. Развертывание 3 межрайонных центров программного гемодиализа

7. Создание второго регионального и трех новых первичных сосудистых центров

8. Расширение сети травмоцентров не только вдоль трассы М5

9. Модернизация первичной медико-санитарной помощи: расширение сети отделений хирургии одного дня и дневных стационаров, возобновление деятельности отделений неотложной помощи в поликлиниках

10. Развитие скорой медицинской помощи, в т.ч. санитарно-авиационной

11. Организация работы центров здоровья во всех муниципальных образованиях

12. Создание отделений восстановительного лечения, в т.ч. на базе маломощных ЦРБ.

(СЛАЙД 17)

В докладе В.В. Путина прозвучала цифра, что более 30 % всех лечебных учреждений страны находятся в аварийном или требующем капитального ремонта состоянии. В Самарской области 80 % учреждений здравоохранения расположены в зданиях, построенных 25 и более лет назад, многие из которых не отвечают современным технологическим требованиям, подлежат реконструкции и требуют строительства новых корпусов. Техническое состояние 5,5 % зданий находится в ветхом и предаварийном состоянии, что наглядно видно на слайде. Более 60 % лечебно-профилактических учреждений нуждаются в комплексном капитальном ремонте, около 6% зданий требуют реконструкции. Крайне актуальным остается вопрос оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием, потребность в которых за последние годы удовлетворяется лишь на 40%. В результате этого в больницах и поликлиниках, особенно в сельской местности, используется до 60% медицинских приборов и аппаратов, многократно выработавших свой ресурс и зачастую представляющих опасность для пациентов и персонала.

(СЛАЙД 18).

Обобщенная нами информация свидетельствует о том, что общая потребность в средствах составляет 29,13 млрд. рублей, в т.ч. по направлениям:

Капитальный/текущий ремонт – 6,08 млрд. рублей

Приобретение оборудования – 23,05 млрд. руб.

Исходя из предложенной методики расчета регион может претендовать на выделение не более 5 млрд. рублей. Таким образом, будут определены приоритетные направления, направленные на снижение смертности населения и повышение доступности помощи: отделения реанимации, межмуниципальные медицинские центры, развитие помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами, онкологическими заболеваниями, новорожденным.

(СЛАЙД 19).

Второе направление программы модернизации – развитие информатизации здравоохранения.

В Самарской области будет создана инфраструктура, соответствующая современным технологическим требованиям и требованиям законодательства по работе с персональными данными.

Будет осуществлено внедрение электронной медицинской карты гражданина и ее перемещение за гражданином, что обеспечит преемственность медицинской помощи на всех этапах ее оказания, оперативный непрерывный сбор и передачу сведений о состоянии здоровья человека с применением информационных технологий, компьютерного оборудования и датчиков, накопление, хранение и авторизованный доступ врачей к медицинским данным гражданина.

Здравоохранение области войдет в систему межрегиональных взаиморасчетов по ОМС на основе единого полиса ОМС. Расчетная стоимость мероприятия – 2,55 млрд. рублей, в т.ч. из областного бюджета – 0,58 млрд. руб.

(СЛАЙД 20).

Третье направление программы – внедрение стандартов медицинской помощи. В настоящее время определены основные профили помощи, где будут внедряться стандарты, они соответствуют тем приоритетам, о которых я говорил раньше:

Кардиологические заболевания

Сосудистые заболевания нервной системы

Акушерство, гинекология, помощь новорожденным

Онкологические заболевания

Травмы

Социально значимые заболевания – туберкулез

Средства по этому мероприятию будут идти через ТФОМС и направлены на повышение зарплаты медработникам, расходные материалы и медикаменты.

(СЛАЙД 21).

В целях софинансирования реализации программы модернизации нами была разработана областная целевая программа, цель и задачи которой, как видно на слайде, соответствуют федеральным требованиям, но она рассчитана на 5 лет, и планируемый объем финансирования составит около 6 млрд. рублей.

(СЛАЙД 22).

Таким образом, в результате реализации на территории области программы модернизации будут проведены кардинальные изменения:

  • n отремонтированы учреждения здравоохранения, нуждающиеся в капитальном ремонте;
  • созданы современные реанимационные места во всех сельских больницах;
  • оснащены необходимым оборудованием 9 межмуниципальных медицинских центров, что позволит приблизить специализированную медицинскую помощь к сельскому населению;
  • завершится создание сети межмуниципальных перинатальных центров
  • внедрены современные информационные технологии (электронная регистратура, электронный документооборот);
  • финансироваться по полному тарифу (в соответствии со стандартами) лечение наиболее значимых заболеваний.

(СЛАЙД 23).

И как результат – мы добьемся улучшения целевых показателей, определенных федеральным Правительством.

968
Правительство Самарской областиМинистерство здравоохранения Российской ФедерацииЭлектронное правительство Самарской областиПравительство Российской ФедерацииЗдоровый образ жизниЗдоровая РоссияМедицинский информационно-аналитический центрПрофилактика ВИЧ/СПИДа в РоссииПрокуратура Самарской области разъясняетФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Электронное правительство - госуслуги Региональный портал государственных услугОбластная научная медицинская библиотека МИАЦ Программа модернизации здравоохранения Самарской областиРеестр цен на лекарственне препараты
Создание сайта
mediaidea
Яндекс.Метрика
© Министерство здравоохранения Самарской области